РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация городского поселения Туманный
Кольского района
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
гп Туманный
от 22.01.2024 № 10
Об утверждении Порядка расчёта ущерба при незаконных рубках,
повреждении и уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования городское поселение Туманный
Кольского района
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, «Правилами благоустройства территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района» от 31.10.2017 № 264 , администрация городского поселения Туманный
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить Порядок расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района далее (Порядок).
2.Определить ответственным за достоверность проведенных в соответствии с Порядком расчетов отдел бухгалтерского учета.
3.За незаконную рубку, повреждение и уничтожение зеленых насаждений применяется ответственность в соответствии с действующим законодательством. Применение видов ответственности не освобождает от возмещения причиненного ущерба.
4.В каждом случае, когда сумма причинённого ущерба, рассчитанного в соответствии с Порядком превышает 5 тыс. руб., материалы по факту обнаружения незаконной рубки, повреждения и уничтожения зеленых насаждений, включая произведенный расчёт, направляются в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
5.В каждом случае, когда сумма причинённого ущерба, рассчитанного в соответствии с Порядком составляет менее 5 тыс. руб., надлежит инициировать процедуру привлечения виновного лица к административной ответственности.
6.Вести учёт направленных в правоохранительные органы материалов по фактам незаконных рубок, повреждения и уничтожения зеленых насаждений.
7.Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
8.Контроль за выполнением настоящего постановления возлагаю на себя.
Глава администрации
гп Туманный Кольского района В.Е. Кривец
Утверждено:
Постановлением администрации
гп Туманный Кольского района
от 22.01.2024 № 10
Порядок расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении и уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района
1.Вред, причиненный несанкционированной рубкой (сносом), повреждением и уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению в размере восстановительной стоимости зеленых насаждений.
2.Порядок расчета и оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории муниципального образования гп Туманный определяет порядок исчисления размера затрат на воспроизводство (посадку) зеленых насаждений в результате несанкционированной рубки (сноса) повреждения и уничтожения зеленых насаждений зеленых насаждений, произраставших на территории муниципального образования гп Туманный , а также порядок оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории муниципального образования гп Туманный .
3.В настоящем Порядке используются следующие понятия:
- зеленые насаждения – совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений, произрастающих на определенной территории;
- восстановительная стоимость за вынужденную вырубку (снос) зеленых насаждений (далее – восстановительная стоимость) – сумма затрат, которая требуется для создания (воспроизводства) зеленых насаждений, аналогичных незаконно снесённым насаждениям, в соответствии с текущими ценами;
- незаконная рубка зеленых насаждений - снос зеленых насаждений в отсутствие разрешительных документов, предусмотренных Правилами благоустройства территории муниципального образования городского поселения Туманный Кольского района;
- повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, корневой системе растений, не влекущее прекращение роста (повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности напочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой системе вредными веществами, поджог и иное причинение вреда);
- уничтожение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, корневой системе растений, влекущее прекращение роста.
4.Определение восстановительной стоимости зеленых насаждений производится, основываясь на нормативных затратах на их создание и содержание с применением соответствующих утвержденных коэффициентов. Коэффициент перевода в текущие цены подлежит пересмотру не реже, чем 1 раз в 2 года.
5.Расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений производится по элементам озеленения отдельно для деревьев, кустарников, газонов и клумб (цветников). Восстановительная стоимость зависит от ценности породы, возраста, состояния растения, затрат на приобретение и выращивание посадочного материала и текущий уход.
6.Стоимость зеленых насаждений за 1 штуку (за растение высотой 2 м для дерева, 0,5 м для кустарника и за устройство 1 м² для газона и клумб) приведены в таблице № 1.
7. Расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений производится по следующей формуле: Св = (Сзн + Зп + Зу) x Ки x Кзн x Ксост x 5 x N, где:
Сзн - стоимость зеленых насаждений за 1 штуку (согласно таблицы № 1);
Зп - единовременные затраты на услуги по посадке деревьев и кустарников, устройству газонов и клумб, которые включают в себя подготовку территории, транспортные расходы и непосредственно посадку зеленых насаждений (таблица № 2);
Зу - периодические затраты по уходу за деревьями и кустарниками, газонами и клумбами (используются подтверждающие документы - счетфактура на оплату работ, акт сдачи-приемки работ);
Ки - коэффициент инфляции в Российской Федерации, рассчитываемый на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики, в долях;
Кзн - коэффициент, учитывающий размещение зеленых насаждений на территории города (таблица № 3);
Ксост - коэффициент состояния зеленых насаждений (таблица № 4);
5 - пятикратный коэффициент за несанкционированный снос зеленых насаждений;
N - количество снесенных (уничтоженных) зеленых насаждений (штук, м²).
Округление значения Св производится до целого числа в сторону увеличения.
В случае отсутствия подтверждающих документов - счетов-фактур на оплату работ, актов сдачи-приемки работ по периодическим затратам по уходу за деревьями и кустарниками, газонами и клумбами, значения Зу принимается равным 0.
8.Доля коэффициента инфляции в Российской Федерации рассчитывается по
следующей формуле: Ки = (И + 100) / 100, где И - годовая инфляция в процентном соотношении.
9.Общая восстановительная стоимость зеленых насаждений складывается из рассмотренных видов снесенных (уничтоженных) деревьев, кустарников, газонов и клумб и определяется суммированием стоимости по каждому элементу расчета.
10. При наличии в администрации городского поселения Туманный материалов
инвентаризации зеленых насаждений расчет стоимости зеленых насаждений на рынке посадочного материала за 1 штуку (Сзн) и коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений (Ксост) в случае отсутствия порубочных остатков производится на основании данных, указанных в материалах инвентаризации.
11.В случае отсутствия порубочных остатков от сноса зеленых насаждений для определения величин, входящих в формулу расчета восстановительной стоимости, допускается применение материалов, фиксирующих нахождение зеленых насаждений на участке, где в последующем обнаружено их уничтожение и (или) повреждение: фото- и видеосъемка, в том числе размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», акты ранее проведенных администрацией комиссионных обследований.
Факты изображения зеленых насаждений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устанавливаются и актируются специалистами администрации гп Туманный. В акте указывается место и время его составления, фамилии, имена, отчества, должности лиц, составивших акт, адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». К акту прилагаются распечатанные снимки экрана (скриншоты).
12.В случае отсутствия порубочных остатков, высота и коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений (Ксост) принимаются соответственно равными высоте и коэффициенту поправки на текущее состояние зеленых насаждений (Ксост) зеленых насаждений, произрастающих:
- в радиусе не более 20 метров от места уничтожения зеленых насаждений; - в границах одного земельного участка (один кадастровый номер);
-в границах одного земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу.
В случае отсутствия зеленых насаждений, произрастающих на описанные выше территориях высота зеленых насаждений принимается равной 3 метра, а коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений (Ксост) принимается равным 1,5.
13.Расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений производится администрацией гп Туманный в течение 5 рабочих дней с момента выявления указанного факта, либо в течение 10 рабочих дней с момента поступления в администрацию информации о факте несанкционированного сноса (уничтожения) зеленых насаждений, произраставших на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района.
12. Денежные средства, составляющие восстановительную стоимость, подлежат перечислению в доход бюджета муниципального образования городского поселения Туманный Кольского района в течение 30 дней с даты получения требования об оплате восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений.
13. В случае неисполнения требования об оплате восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений в указанный срок уполномоченное подразделение администрации муниципального образования обращается в суд о взыскании восстановительной стоимости.
14. Средства от оплаты восстановительной стоимости, перечисленные в доход бюджета муниципального образования, используются в целях озеленения территории муниципального образования городское поселение Туманный .
15. Администрирование доходов, поступающих в бюджет муниципального образования городское поселение Туманный от оплаты восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений, возлагается на уполномоченное подразделение администрации городского поселения Туманный.
Таблица № 1. Стоимость зеленых насаждений за 1 штуку
№ п/п |
Зеленые насаждения |
Цена, руб. |
1 |
Деревья хвойные |
|
2 |
Деревья лиственные |
|
3 |
Кустарники хвойные |
|
4 |
Кустарники лиственные |
|
5 |
Газон |
|
6 |
Клумба |
Примечание:
1. За каждые 50 см высоты дерева свыше 1,5 м стоимость растения увеличивается на ____ рублей. При высоте дерева менее 1,5 м за каждые 50 см ниже 1,5 метра стоимость растения уменьшается на ____ рублей.
2. За каждые 0,5 м высоты кустарника свыше 0,5 м стоимость растения увеличивается на ____ рублей.
Таблица № 2. Затраты на услуги по посадке деревьев и кустарников, устройству газонов и клумб
№ п/п |
Услуги по посадке (устройству) объектов благоустройства |
Цена услуги, руб. |
1 |
Деревья, за 1 шт. |
|
2 |
Кустарники, за 1 шт. |
|
3 |
Газон, за 1 м² |
|
4 |
Клумба, за 1 м² |
Таблица № 3. Коэффициенты значимости для различных видов зеленых насаждений
№ п/п |
Категории объектов озеленения |
Озелененные территории |
Коэффициент значимости (Кзн) |
1 |
Зеленые насаждения общего пользования |
Парки, скверы, бульвары, памятники садовопаркового искусства, насаждения вдоль магистральных дорог, особо охраняемые природные территории |
3,0 |
2 |
Зеленые насаждения ограниченного пользования |
Озеленение лечебных, детских, учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, административнохозяйственных и других объектов, вне зависимости от форм собственности на землю |
2,0 |
3 |
Зеленые насаждения ограниченного пользования |
Озеленение внутриквартальное, придомовое, вдоль улиц и дорог местного значения |
1,5 |
4 |
Зеленые насаждения специального назначения |
Санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные, противопожарные зоны, кладбища, насаждения вдоль железных дорог, питомники, дендрарии, оранжерейные хозяйства и иные зоны |
1,0 |
Таблица № 4. Коэффициенты поправки на текущее состояние зеленых насаждений
№ п/п |
Категории состояния зеленых насаждений |
Основные признаки |
Дополнительные признаки |
Коэффициент состояния (Ксост) |
1 |
Хорошее (нормально развитые, здоровые) |
Деревья и кустарники здоровые с признаками хорошего роста и развития. Листва (хвоя) зеленая блестящая, крона густая, без повреждений |
Деревья и кустарники с формированными или омоложенными кронами без признаков ослабления |
1,5 |
2 |
Удовлетворительное (ослабленные) |
Листва (хвоя) часто светлее обычного, крона слабоажурная, может быть до 25 % сухих ветвей в кроне |
Возможны признаки местного повреждения ствола (незначительные обдиры, морозобойные трещины), усыхание отдельных ветвей в кроне |
1,0 |
3 |
Неудовлетворительное (угнетенные) |
Листва мельче или светлее обычной, преждевременно опадает, хвоя светлозеленая или сероватоматовая. Крона ажурная, изрежена, листья (хвоя) сохранены или частично осыпались. Отмечается суховершинность. Сухих ветвей в кроне до 50 - 75 %. Наблюдается сокотечение и наличие волчковых побегов |
Механические повреждение ствола, корневых лап, ветвей, объедание хвои. Часто признаки заселения стволовыми вредителями (входные отверстия, насечки, буровая мука и опилки, насекомые на коре, под корой и в древесине, наличие вылетных отверстий) и поражения грибными заболеваниями |
0,5 |
Примечание:
Коэффициент качественного состояния газона и клумб во всех условиях приравнивается к 1.
Коэффициент качественного состояния зеленых насаждений приравнивается к 1,5 при условии невозможности его определения (отсутствия зеленых насаждений или их порубочных остатков).
Пояснительная записка к нормативному правовому акту
«Об утверждении Порядка расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении и уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования»
Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ муниципальных нормативных правовых актов по вопросам возмещения ущерба, причинённого зеленым насаждениям, произрастающим в границах конкретного муниципалитета и подведомственной территории, по итогам которого установлены следующие недостатки нормативно-правового регулирования.
Статьей 8.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Частью 1 ст. 260 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.
Согласно примечанию к ст. 260 УК РФ, значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 15, 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее – ПП ВС РФ) предметом преступлений, предусмотренных статьей 260 УК РФ, являются как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья).
Под рубкой лесных насаждений и (или) не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (например, хлыстов, сортиментов).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы,
договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки, либо с нарушением установленного срока начала рубки.
Незаконной является также рубка, осуществляемая на основании представленных в органы, принимающие решение о возможности проведения рубки, заведомо для виновного подложных документов на использование лесов.
При этом, в силу пункта 22 ПП ВС РФ основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).
Таким образом, совершение административного правонарушения, либо уголовного преступления формально разграничивается по размеру причинённого насаждениям ущерба.
По указанной причине правильность и своевременность расчёта ущерба, причинённого зеленым насаждениям, играет существенную роль в вопросах квалификации противоправного деяния лица.
В соответствии с частью 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Указанный документ устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного лесным насаждениям, произрастающим на лесном фонде вследствие нарушения лесного законодательства, и включает в себя таксы и методику возмещения такого вреда.
При этом, в случае рубки насаждений, произрастающих в границах конкретного муниципалитета, расчёт ущерба производится на основании методики, утвержденной администрацией конкретного муниципального образования, в границах которого произведена незаконная рубка.
Правовые основы возмещения ущерба закреплены в ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 61 Закона зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153.
Раздел 6 указанных правил посвящен вопросам охраны насаждений озелененных территорий и включает в себя запрет юридическим и физическим лицам на самовольную вырубку деревьев и кустарников, устанавливает правовые основы для взыскания ущерба за незаконную рубку или повреждение деревьев, произрастающих в населенных пунктах.
В постановлениях некоторых муниципальных образований Мурманской области по вопросам получения разрешения на вырубку зеленых насаждений, имеются разделы, посвященные расчёту ущерба при незаконных рубках, повреждении и уничтожении зеленых насаждений.
Вместе с тем, в значительном количестве муниципальных нормативных правовых актов отсутствует дифференциация (повышающий коэффициент) при расчете компенсационной стоимости ущерба за вынужденную рубку насаждений (при производстве различных видов работ, в случаях ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций) и незаконную рубку насаждений.
В отдельных муниципалитетах региона нормативные правовые акты, устанавливающие порядок расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении, уничтожении зеленых насаждений, до настоящего времени отсутствуют.